«Среда обитания» глазами Наталии Дорош
24.03.2016 | 0

«Среда обитания» глазами Наталии Дорош

Вчера в галерее TUT.BY открылась ретроспективная выставка фотографа из Гродно Наталии Дорош «Среда обитания». Это первый персональный вернисаж автора в Минске.

«Недаром мудрецы говорили: хочешь узнать будущее, посмотри внимательнее в недавнее прошлое, – подчеркнула на открытии выставки искусствовед Татьяна Бембель. – Это весьма симптоматичная подборка снимков. Тех, которые некогда не соответствовали каким-то требованиям в фотожурналистике. И сегодня, через призму времени мы можем взглянуть на эти красноречивые документы эпохи – как в жизни страны, так  и конкретного человека».

Сама Наталия так описала свой творческий путь: «В 1970 году, юная и беспечная, я уже не расставалась с фотоаппаратом. Подаренный отцом «Зенит», заряженный черно-белой фотопленкой, занял главенствующее место в моей женской сумочке. Запасные фотокассеты лежали в косметичке вместе с пудреницей и тюбиком губной помады, а кожаный футляр фотоаппарата пропах духами «Быть может» из-за случайно пролившегося на него флакона. Где приходилось мне бывать, там и фотографировала. Снимала подружек, родственников, домашнюю обстановку, брала фотоаппарат на работу, на первомайскую и ноябрьскую демонстрации, снимала свадьбы, пикники, свои путешествия и все, что замечала интересного в родном городе Гродно.

Когда меня пригласили в качестве внештатного фотокорреспондента поработать в областной газете, я стала приобретать навыки на ниве фотожурналистики. Советское время здесь диктовало свои законы, и мои снимки для газеты отображали трудовой энтузиазм тружеников – строителей коммунизма, а те снимки, которые его не отображали, выбрасывались редактором в корзину. Собственный цензор в отборе «правильных» фотографий для печати поселился в моей голове, когда в 1979 году стала работать штатным фотокорреспондентом областной газеты строителей. Впрочем, бывая на стройках, не упускала возможности сделать снимок и для себя. Именно такие производственные снимки «не для печати» и включила в свои фотографические мемуары.

Ни в коем случае не пытаюсь показать некий срез канувшей в Лету советской эпохи. На этих снимках – моя среда обитания среди моих героев фотографий в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. Теперь, уже пожилая и серьезная, я пересматриваю негативы архива и ругаю себя за то, что многое упустила и пропустила. Но машина времени существует только в фантастике. Мне никогда не вернуться в прошлое, чтобы заполнить пробелы снимками писателей, художников и известных людей того времени. С ними я тоже встречалась и имела возможность сфотографировать... Но не сделала этого. За что прошу у моих зрителей прощения»
.

Автор, к сожалению, не смогла присутствовать на открытии выставки (возможно, приедет на ее закрытие) – вместо себя прислала слайд-фильм по своим сюжетам:



«Может я преувеличиваю, но скорее всего, нет: сегодня у нас происходит знакомство с новооткрытым классиком белорусской фотографии, – заявил куратор выставки Валерий Ведренко.

Я абсолютно в этом убежден, потому что тот багаж, который к своим годам имеет Наталия, несоизмеримо больший, чем у многих наших маститых авторов. Удивляет абсолютная универсальность фотографического таланта Наташи. Жанр – не вопрос! Изумительная композиция. Натюрморты она снимает блестяще, не салонные, живые, очень красивые. Очень много динамических вещей: бегущий мальчик, прыгающая женщина, развевающиеся волосы… И, безусловно, ее «коронка» – это портреты: по пронзительности, по искренности, по достоверности лиц. У многих авторов есть 2-3 портрета, которыми они могут гордиться. У Наталии их десятки. И здесь, я уверен, срабатывает главное, что позволено только мастерам «от бога». Как правило, она снимает людей незнакомых, это обычные прохожие. И та ее степень искренности, и насколько ей доверяют люди, просто потрясающи. Однажды смотрю: на фейсбуке Наталия вывешивает десять портретов, один-в-один: и негритянка, и гродненская красавица, и старушка – все живое. Я в шоке: почему она это все прятала, раньше не показывала. Спрашиваю, откуда. «Я сходила в магазин за хлебом», – услышал в ответ. Человек ни на минуту не расстается с камерой! За десять минут снять десять шедевров? Легко!

«Все художники ищут, а я нахожу», – это тоже слова Наталии. Причем это происходит естественно, легко и безо всякого нажима. Тот мгновенный контакт с человеком, которого она снимает, – для меня это загадка, ведь для нее нет ступора. У Дорош есть абсолютно фантастическая серия снимков бомжей на фоне одной гродненской стены. Потрясающие фотографии, просто жуть берет! Бомж, кем бы он ни был, все равно остается мужчиной. Возможно, где-то есть и такие дзен-бомжи, для которых это выбранный путь… Но у остальных ведь кошки на душе скребут по разным поводам, и проблем – море. Когда их останавливает женщина и просит сфотографироваться, насколько ей нужно довериться, чтобы выставить напоказ всю свою разруху, свой абсолютный кризис. И не стесняться этого. Я бы не нашел слов убеждения.

Мы сегодня знакомимся с самыми ранними ее  работами, по сути, они сделаны 20-летней девочкой. Все, что дальше в ней разовьется, уже присутствует здесь.

В нашей экспозиции нет какого-то ярко выраженного сюжета, активных и пассивных точек. Нечто хаотичное – и в какой-то степени это сознательно. Потому что среда обитания подразумевает такое переплетение: и древний город, и производство, и колхозники, и праздники. Все это вместе и создает портрет своего времени.

Но что бы хотелось отметить: Наталия по духу и по своей сути – весьма критичная. Отношение к советской действительности видно в ее работах – сколько иронии здесь разлито! И что мне нравится, здесь нет предвзятости. Она как бы отстраняется, и от этого портрет времени только выигрывает, становится глубже, объемней.

Эти 40 лет, которые нас разделяют, они уже сработали, мы смотрим на снимки совершенно другими глазами. А Наталия нам просто показывает: было так. И не спешит сделать какую-то «чернуху».

Выставка работает до 20 апреля с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.30. Вход свободный.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.