Необычный опыт: фотография и иконы в общем выставочном проекте
12.11.2013 | 0

Необычный опыт: фотография и иконы в общем выставочном проекте

Выставка «Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы» в Национальном художественном музее Беларуси приурочена к 1025-летию Крещения Руси.

И это своеобразное продолжение юбилейной выставки «Православная икона России, Украины, Беларуси», которая успешно прошла в Москве, Киеве и Минске в 2008 году.

Целью нового уникального культурного проекта является показ как своеобразия, так и родства духовных корней четырёх братских славянских народов. В экспозиции представлены около 100 произведений конца XIV–начала XIX вв. из собраний 9 музеев четырёх стран: России – Государственной Третьяковской галереи и Музея русской иконы (Москва), Украины – Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника (Киев), Сербии – Национального музея в Белграде, Беларуси – музейных фондов Национальной академии наук Республики Беларусь и Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск), Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, Гродненского государственного музея истории религии. Церковно-исторический музей Белорусской православной церкви передал для экспонирования богослужебные одеяния, реликвии, ряд предметов личного благочестия Митрополита Филарета.

Иконописное наследие четырёх славянских государств с многовековой историей показано в едином пространстве. Наиболее древние иконы на выставке предоставлены Государственной Третьяковской галереей. Впервые в Беларуси экспонируются иконы Сербии. Украинскую иконопись в основном сохранила Волынь и Галичина; в ней прослеживается связь с православным искусством Греции и Балкан. Иконописная школа Киево-Печерского монастыря выработала свою систему обучения и принимала выходцев из Беларуси, Сербии, России на протяжении XVII–XVIII столетий. Белорусская национальная иконопись представлена произведениями из разных регионов Брестчины, Могилёвщины, Витебщины. Это иконы, намоленные в святых местах, они несколько столетий провели в храмах и у них очень высокая духовная энергетика. И в то же время им присущи высокий профессионализм и качество исполнения. Очень яркое проявление национальных художественных школ делают эту выставку событием в нашей культурной жизни.

  Рождество Христово, XVI век. Национальный музей, Белград

Образ Христа связывает все представленные на выставке иконы -- от Рождения до Вознесения Спасителя. Большинство из сакральных памятников выполнено традиционным способом - яичной темперой на дереве.

Неотъемлемой частью проекта «Православный мир» является фотовыставка Сергея Плыткевича, и это первый опыт подобного взаимодействия. Фотовыставка представляет Православные храмы, возрожденные или вновь построенные на Беларуси благодаря 35-летнему архипастырскому служению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

  • Сергей Плыткевич – известный в стране фотохудожник, председатель творческого союза «Фотоискусство», автор интересных краеведческих фотоальбомов и путеводителей по Беларуси, таких как «Мая Беларусь», «Беларуская экзотыка», «Ад Полацка пачаўся свет», «Нечаканая Беларусь», «Дикая жизнь в центре Европы», «Планета Беларусь» и многих других, неоднократно представлял свои работы в стенах Национального художественного музея.

г. Гродно. Борисогле́бская, или Коло́жская це́рковь (XII в.), единственный в Беларуси памятник чёрнорусского зодчества (съемка 2006 г.)

г. Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь (основан Св. Евфросинией Полоцкой в 1125 г.). Вид с колокольни.(съемка 2005 г.)

г. Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь (XII в.), в центре – Крестовоздвиженский собор, построен в неовизантийском стиле в 1897 г. по проекту архитектора В.Коршикова; справа – памятник древнеполоцкого зодчества Спасо-Преображенский храм (1161 г.). (съемка 2010 г.)

Браславский район, дер. Иказнь. Свято-Николаевская церковь, или церковь Св. Николая Чудотворца (1905 г.), памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля в традициях Московской школы зодчества XVII века (съемка 2007 г.)

Столинский район, дер. Рубель. Церковь Св. Архангела Михаила, или Михайловская церковь (1796 г.), трехсрубный деревянный храм (съемка 2005 г.).

Гомельский район, дер. Глыбоцкое. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1881 г.), деревянный храм с деревянной двухъярусной колокольней (съемка 2005 г.).

г. Борисов. Свято-Воскресенский кафедральный собор (1871-1874 гг.), памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля московского церковного зодчества (съемка 2007 г.).

Барановичский р-н, дер. Большая Своротва. Свято-Троицкая.церковь (1747 г.). Уникальна своей необычной архитектурой: это трехгранное сооружение с шатровой крышей, войти в церковь можно с любой из трех сторон (съемка 2013 г.).

 

  • В рамках данного проекта не просто демонстрируются художественные фотографии, которые автор сделал во время многочисленных творческих командировок. На фотоснимках зритель видит древнейшие культовые памятники Беларуси – Спасо-Евфросиниевский женский монастырь в Полоцке; Коло́жская це́рковь в Гродно, а также храмы, возведенные в наши дни: церковь Покрова Пресвятой Богородицы; единственный в Беларуси храм-мемориал – Всехсвятская церковь, храм-памятник в честь Всех Святых и в память безвинно убиенных во Отечестве нашем и др.
  • Выставка "Православный мир. Образ Христа в иконографии стран Восточной Европы" Национальный художественный музей РБ
  • с 17 сентября по 5 декабря 2013 г.

 

Автор: Любовь СЫСОЕВА, ведущий научный сотрудник отдела древне-белорусского искусства Национального художественного музея Республики Беларусь.

  

 

 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.